Данная статья не претендует на абсолютную оригинальность. Для ее написания были использованы материалы из самых разных источников. В том числе "Круг истории" Дэна Хармона, "Критерии интересного персонажа" Аарона Эхаза, "Путь героя" Джозефа Кэмпбелла, "Путешествие героини" Морин Мёрдок и "Букварь сценариста" Александра Молчанова, а также бесчисленное количество  мелких статей из интернета.

[indent] Итак, вы пришли на ролевую игру, и настал момент написания анкеты. Для многих написание анкеты сродни пытке. Возможно потому, что нет партнёра и нет заданной ситуации, как в игре. Там есть только вы, ваш мозг и шаблон, который надо заполнить. Если вы хорошо видите и понимаете своего персонажа, то это просто. А если нет, то при написании обязательно возникнут сложности. Как же написать анкету так, чтобы вас приняли? Независимо от того, новичок вы или опытный игрок, анкета - это своего рода вступительный экзамен. Это детализированное (но необязательно подробное) описание жизни и личности вымышленного персонажа. Хорошая анкета помогает и игроку сжиться со своим героем, лучше его понять и проникнуть в его сознание. А самое главное, именно анкета оживляет вашего персонажа для соигроков и презентует его всей ролевой. И в данном контексте нет особой разницы: каноничный у вас персонаж или оригинальный.

ТРЕБОВАНИЯ КО ВСЕМ

  Созданный персонаж должен соответствовать миру ролевой. Матчасть и консультации АМС вам в помощь. Если вы хотите взять персонажа из другого фэндома, то его нужно грамотно вписать в мир нашей ролевой игры. Как показывает практика, это вполне возможно.
  Необходимо соблюдать соответствие историческому, географическому и культурному контексту, сословному происхождению героя и не забывать про хронологическую достоверность. Невозможно женщине латиноамериканской наружности в 19 веке воевать за конфедерацию или быть японским генералом. А средневековые крестьяне вряд ли будут иметь возможность даже обучиться грамоте, тем более мечтать о каких-то благородных профессиях. Также невозможно в современных условиях в 25 лет быть опытным врачом или за год обучиться водить все виды транспорта, включая танк и вертолет.
  Анкета должна быть написана игроком самостоятельно, а не скопирована с разных источников (нет плагиату). Это относится и к каноничным персонажам (даже общеизвестную информацию с фанатских ресурсов можно написать своими словами), и к оригинальным.
  Анкета должна быть грамотно написана с точки зрения русского языка. Ворд обязательно выделит значительную часть ошибок. В случае его отсутствия всегда можно воспользоваться онлайн сервисами rustxt.ru, text.ru и другими подобными.

[indent] Вышеперечисленные правила интуитивно понятны, но не отвечают на главный вопрос, как же написать хорошую анкету. В  этой статье мы не будем говорить о том, как заполнить поля об имени, возрасте и расе. С этим вполне можно справиться и без нее. Проще всего начать именно с определения возраста, внешности, социального статуса, работы, и манер своего персонажа. В данной статье хотелось бы поговорить о двух самых ключевых и объемных пунктах любой анкеты - биографии и характере. Как же создать яркий, интересный, запоминающийся образ персонажа и избежать главного кошмара всех ролевиков - Мэри Сью? Если вы не знаете, то это архетип персонажа, наделенный гипертрофированными, сверхъестественно-нереалистичными способностями, неземной вечной красотой, блистательным умом, незнающий усталости и неудач, часто являющийся Избранным, не таким как остальные, с совершенно уникальными непобедимыми достоинствами. Нередко оказывается некоей проекцией реальной личности игрока в лор фэндома для осуществления собственных желаний под видом вымышленного лица. Сублимация, возведенная в степень бесконечности. Наблюдать за таким персонажем чаще всего неинтересно. И тут мы подходим к первой характеристике образа, описанного в анкете.

Персонаж должен вызывать интерес

Он должен быть по-своему удивительным, ни на кого не похожим, то есть обладать такими чертами, которые заставят обратить на него внимание и запомнить среди множества других. Все, что сделает вашего персонажа узнаваемым даже по краткому описанию. Предсказуемым и непредсказуемым одновременно. То есть при прочтении читатель подозревает, что сейчас персонаж что-то сделает в своей манере, но что именно - не понимает, и от этого читает еще с большим интересом. Клишированные образы типа "крутого и апасного темного пластилина", "невероятно имбового героя, раскидывающего вражин без труда" и "рыжей сексапильной стервозной ведьмы" в данном случае, очевидно, проигрывают. А вот если вы продумаете, какая у вашего персонажа есть ТАЙНА, то этим можно создать интригу, служащую опорой для сюжетов будущих эпизодов. И под тайной может скрываться многое. И какие-то страхи, и "скелет в шкафу", и неблаговидные факты биографии, и что-то глубоко личное (тайная любовь, комплексы и т.д.)

Персонаж должен быть многогранным

Буквально иметь больше, чем одно ключевое качество характера. "Добрая, милая девушка, которая всем помогает, никогда не злится, всегда улыбается" - антипример. Как и "Злой жестокий страшный злодей, который всегда зол, недоволен и на всех срывает свое настроение". Или "Эксцентричный чудак, который постоянно удивляет и поражает окружающих своими речами и поведением". Человек так устроен, что часто сочетает в себе едва ли не противоположные качества. Бессмертный троп "Большой и добрый великан" тому пример. Для начала попробуйте понять, в чем СОКРОВИЩЕ персонажа. Что у него есть такого, в чем он непобедим? Что-то такое, чему можно позавидовать. Что он умеет делать лучше всех? Может у него совершенно уникальные знания и умения? Или он может договориться о чем угодно с кем угодно? Или он бегает быстрее всех и стреляет круче Ворошиловского стрелка? Или обладает еще каким-то талантом. А, может, он просто обладает огромным количеством денег, позволяющим купить что угодно. Или просто настолько аморален и силен, что свободен сделать что угодно, где угодно и с кем угодно. И обратная сторона медали, какой у персонажа самый главный НЕДОСТАТОК? Ахиллесова пята, доказывающая, что ваш персонаж не является неуязвимым и идеальным во всех отношениях. Это может быть какой-то страх, зависимость, невозможность от чего-то отказаться, некомпетентность в каком-то вопросе и так далее. Если сокровище в вашей игре будет давать вам преимущество, то недостаток - создавать ограничения и препятствия, позволяющие читателю сопереживать.

Персонаж должен быть убедительным и понятным

Читатель должен понимать, почему персонаж такой, какой он есть, почему поступает так, а не иначе. Действия персонажа должны быть на чем-то основаны и последовательны. Трус не сможет внезапно без причин превратиться в смельчака, а злодей вдруг решить спасать человечество. И ключевое здесь именно "вдруг". Ваш персонаж может совершать какие угодно поступки и закономерно с этим меняться. Важно, чтобы было понятно, что к такому поступку привело, и события не "падали с неба". Также важно помнить, что нельзя руководствоваться везде одной и той же клишированной мотивацией, типа "Меня в детстве папа не любил, я обиделся, и поэтому всегда злой и всех ненавижу" или "у меня убили близкого человека, поэтому всю оставшуюся жизнь я буду вести себя как законченная тварь\депрессивная субстанция". Персонаж не может на абсолютно все события реагировать одинаково однобоко. Что-то его будет радовать, что-то огорчать, что-то злить, что-то даже вызывать умиление. Подумайте, как персонаж взаимодействует с моральными нормами в обществе, как к ним относится, какие уважает или порицает в других, и как определяет для себя.

Персонаж должен быть правдоподобным

Он должен действовать в соответствии с окружающей действительностью, прожитым опытом и происходящими событиями. Например, невозможно, чтобы персонаж равнодушно отнесся к внезапной смерти горячо любимых родителей. Или невозможно, чтобы персонаж, пробывший в заточении 5 сотен лет, за минуту адаптировался в современном мире. Светская львица из потомственной обеспеченной семьи не может вести себя и разговаривать как гопница с района, а вот сирота, выросшая в гетто - вполне.

Персонаж должен быть замотивирован

Без этого очень сложно построить активную игру. Если у персонажа нет никакой ЦЕЛИ, то нет и самого персонажа. Потому что именно она заставляет персонажа двигаться и развиваться. Цель не обязательно должна быть глобальной и геройской. Она вполне может быть эгоистичной, вроде "доказать кому-то что-то" или даже "побывать в каждом штате Америки". Но именно на пути к этой цели ваш персонаж будет преодолевать различные препятствия и выстраивать свои отношения с другими персонажами в эпизодах и квестах. Подумайте, как персонаж будет относиться к другим героям. Легко ли этот персонаж заводит друзей, или у него просто много знакомых?
[indent] Ответив на вопросы по описанным выше критериям, мы уже получаем некий скелет образа и характера персонажа. По большому счету, для понимания персонажа уже немало. Однако этот образ всегда можно уточнить и дополнить. Ниже есть список вопросов, который поможет вам лучше раскрыть персонажа не только для анкеты, но и для самого себя. Возможно, вы найдете что-то такое, о чем захотите упомянуть непосредственно в анкете.

Что является ценностями для персонажа? Деньги, дружба, власть, вера или что-то еще?
Чего персонаж хочет от жизни: славы, достатка, любви? Как он хочет жить: тихо и сыто, странствуя в поисках приключений, роскошно и богато, один в глуши?
Исповедует ли персонаж какую-либо религию? Насколько серьезно к ней относится? А, может, он атеист или верит в Дьявола?
Романтичен ли персонаж или скорее циничен? Склонен ли он к нытью или, наоборот, будет подбадривать окружающих?
Мстителен ли он или умеет прощать? Какой проступок он никогда не смог бы простить?
Жесток ли персонаж? Как он относится к чужим смертям и страданиям? Может ли он убить? Убивал ли?
Умен ли персонаж? Любит ли он читать? Стремится ли к самосовершенствованию? Склонен ли к точным наукам или больше гуманитарий?
Есть ли у персонажа плохие привычки? Стремится ли он от них избавиться? Есть ли хорошие привычки?
Есть ли у персонажа хобби? Как ему нравится проводить свободное время?
Каковы его интересы? Любит ли он музыку, живопись, поэзию или равнодушен к искусству, но его увлекает торговля, военное дело, кулинария?
Предпочитает быть подчиненным или командиром, имеет ли лидерские качества, как относится к самопожертвованию во имя близких и друзей?
Пользуется ли персонаж уважением в обществе, авторитетом?
Пользуется ли вниманием у противоположного, своего пола?
Украдёт ли у ближнего последнюю рубашку или воровство неизмеримо ниже его достоинства?
Лжёт ли, не задумываясь, или на его слово можно смело положиться?

[indent] Итак, образ персонажа создан, и самое время приступить к биографии. Пренебрегать этим пунктом анкеты никак нельзя, потому что никакой богатый внутренний мир не спасёт, если сформировался он под воздействием того, что персонаж просто родился, вырос и пришел в игру. При этом нет жестких требований о том, в какой форме будет написана биография. Связным текстом, в виде досье, интервью, как взгляд со стороны, как ретроспектива ключевых событий с цитатами очевидцев... Да хоть стихами. Биография считается самым сложным пунктом в анкете, в ней важно соблюдать, прежде всего, логичность, последовательно и адекватность всех действий и событий, которые происходили. Важны основные события в жизни персонажа, сформировавшие его текущее «я», основные решения и действия, предпринятые им, что повлияли на его судьбу. Биография неразрывно связана с характером, и каждое ее событие непременно оставило на персонаже свой след. Таким образом, объясняя себе, почему же у персонажа такой характер, мы можем методом обратных ассоциаций восстановить его биографию. Будет странно и нелогично, если по истории персонаж рос в нищете и всю свою жизнь выживал за счёт воровства, а в характере указано, что он добрый и честный, придерживается всех моральных норм. Также нелогично смотрится, если домашняя послушная девочка, которая во всем следует заветам авторитарных родителей, в характере описана как активный и инициативный бунтарь, не позволяющий никому собой командовать. А еще именно в биографии должны находиться "корни" способностей, которыми обладает персонаж. Однако писать максимально подробные мемуары персонажа не нужно, а также не обязательно, чтобы в его жизни происходили исключительно драматические или из ряда вон выходящие события. Но даже если жизнь героя и была скучной и обыденной, о ней все равно всегда есть что рассказать. С чего же начать описание?

Начало

Любая биография начинается с некоей "зоны комфорта", когда персонаж еще чист и безмятежен. Своеобразный статус-кво. Чаще всего это детство. Вместе с тем, именно в детстве чаще всего закладывается то, что персонаж пронесет с собой на протяжении всей жизни.  Основополагающие черты характера, которые вы тщательно продумывали ранее. Подумайте, каким было детство? Где и при каких обстоятельствах персонаж родился. Желанным ли он был ребенком? Он был избалован и никогда не сталкивался с трудностями или, наоборот, получил какую-то травму? В полной ли семье родился, был ли подкидышем, сиротой или потерял кого-то из родителей? Если потерял, то при каких обстоятельствах? Как это событие сказалось на его отношении к миру и условиях жизни? Как персонаж относится к родителям? Являются ли они для него авторитетом? Есть ли у него братья, сестры или другие близкие родственники, с которым постоянно контактирует? Каким ребенком он был: замкнутым или общительным? Как ему удавалось ладить со сверстниками? Были ли у него закадычные друзья детства? Какое образование получил? Нравилось ли ему учиться? Был прилежным учеником или хулиганом? Чем увлекался и что любил персонаж, когда был ребенком?

Зов-проблема-потребность

Дальше с нашим персонажем что-то происходит. Раньше или позже. И он понимает, что надо что-то сделать и куда-то пойти, изменив привычный уклад. Естественно, герою изначально этого делать не хочется, и он чаще всего сопротивляется, но при этом есть осознание того, что если все оставить так как есть, это может привести к трагедии. Если ваш персонаж женского пола, то на этом этапе ОНА проходит важные изменения. Дистанцирование от традиционных женских ценностей и обязанностей. Кухня, плита, посуда и вот это все. Не обязательно становиться радикальной феминисткой, но нужно понимать, что традиционная женская позиция мало располагает к путешествиям, приключениям и изменениям. Также здесь возможен конфликт с каким-то близким человеком, который для женского персонажа эти ценности воплощает. Либо потеря такого близкого человека. В любом случае должно произойти некоторое отречение.

Начало Пути

Когда персонаж  решил все вопросы с сомнениями, удерживающими факторами, какими-то противниками и противодействующими личностями, он пересекает порог привычного мира (возможно, с помощью наставника) и встречается с его обратной стороной. Он понимает, что жизнь, которую он видел раньше только с одного ракурса, имеет множество оттенков. На этом этапе возможные такие тропы как "ложная смерть", "смена имени", "переезд". Что-то такое, что подводит итог прежнему комфортному существованию и толкает персонажа дальше.

Попадание в новую незнакомую и недружелюбную среду

Что это за среда? Да все, что угодно! Ад, мир охотников, новая стая монстров, земля для порядочного небесного ангела и так далее. Это тот момент, когда персонаж начинает проходить испытания. Героя выдёргивает из его привычного мира и кидает в условия, где он должен проявлять свои лучшие (не в смысле плохие-хорошие, а в смысле полезные, ведь надо учитывать и отрицательных героев) качества, бороться с недостатками и формировать новые навыки, тем самым меняя свои взгляды. Это как раз и будут те эпизоды и квесты, в которых вы будете играть. Но часть испытаний может быть описана и в самой анкете, как период до непосредственного вступления в игру. Ваш персонаж будет постепенно адаптироваться к среде и принимать ее правила. Преодолевая "точку смерти", получать новый опыт и вознаграждение. Находить то, что искал, и получать расплату за это, достигать успеха и противостоять искушениям, примиряться с прошлым и отказываться возвращаться к начальной точке.

[indent] Все это может происходить с вашим персонажем тысячей способов. Но самое главное, что в этом Пути ваш персонаж постоянно должен меняться, иначе вам и вашим соигрокам все время придется играть примерно одно и тоже, но в разных декорациях. И вскоре покажется, что все эпизоды можно легко поменять местами, а ничего от этого не изменится. Также и с анкетой. Если вы прописываете какое-то испытание, ключевую биографическую точку, обязательно укажите, как это повлияло на персонажа. Только на рефлексии одного-единственного случая, который произошел с персонажем в детстве, всю биографию вытянуть невозможно. Помните, что характер персонажа - это логичное отображение его биографии. Если вы хотите, чтобы персонаж был ВОТ ТАКИМ, то в биографии вы должны объяснить, как, когда и почему он таким стал. Какие события оставили самые приятные воспоминания? Какие он предпочел бы забыть? Были ли события, которые память сама вытесняла из сознания? Какие поступки он совершал в жизни, о чем он жалеет, что он хочет изменить? И обязательно расскажите, как и за счет чего персонаж живет и существует прямо сейчас. Как зарабатывает деньги? Работает? Как относится к работе? Влюблен ли он сейчас? Или до сих пор вздыхает по первой любви? Есть ли у него те люди или те вещи, с которыми он никогда не расстается? И самое главное, повторим это еще раз, какая у персонажа на данном этапе жизни ЦЕЛЬ? Ради чего он будет вступать в квесты и взаимодействовать с другими персонажами? Мы полагаем, если вы качественно проработаете все эти вопросы, то биографию и анкету в целом вам будет писать гораздо легче.